ОЧЕРКЪ ^ ГОРСКАГО ПРИХОДА - Певин П. Очерк Горскаго прихода, Петрозаводского уезда, Олонецкой губернии // Олонецкие...

ОЧЕРКЪ

^ ГОРСКАГО ПРИХОДА,

Петрозаводскаго уѣзда,

ОЛОНЕЦКОЙ ГУБЕРНIИ.


(Окончанiе. См. № 60.)


Окончитъ земную жизнь свою членъ крестьянской семьи. Долго сдерживаемыя рыданiя жены, матери или дочери громко раздаются въ избѣ и возвѣщаютъ проходящимъ и сосѣдямъ, что однимъ человѣкомъ убавилось. Рыдающая старается высказать свои горестныя чувства въ причитаньи. Между тѣмъ, умершаго обмоютъ, одѣнутъ и положатъ на лавку. Надъ головой мертвеца въ большой уголъ положатъ квашню, на квашню — хлѣбъ и вересовый камень. Начинается посѣщенiе сосѣдями и сосѣдками, изъ коихъ нѣкоторые остаются на ночь. На второй или на третiй день погребаютъ. Положивъ передъ выносомъ тѣло въ гробъ, на то мѣсто,


С. 9
гдѣ лежалъ умершiй, полагаютъ крюкъ. Уходящихъ изъ избы за покойникомъ брызжутъ сзади холодной водой. Пока погребаютъ покойника, въ избѣ происходитъ мытье половъ. Выносъ изъ дома, сопровожденiе въ церковь, погребенiе, возвращенiе домой, само собою разумѣется, сопровождается причитаньями тѣхъ, для которыхъ въ лицѣ умершаго


„Укатилось солнце за гòрушки высокiя,

Улетѣла птичка во темны лѣса,

Уплыла рыбка въ глубоки станà” и т. д.


――


3-го октября 1876 года въ с. Горкѣ Олонецкимъ окружнымъ правленiемъ общества спасанiя на водахъ была открыта Горская спасательная станцiя. За 17 лѣтъ своего существованiя Горская станцiя инспектировалась нѣсколько разъ. Первый разъ инспектировалъ инспекторъ сѣверныхъ округовъ общества спасанiя на водахъ, капитанъ 1-го ранга Сусловъ. Это было въ концѣ августа 1882 года. Зданiе сарая тогда служило, по недостатку помѣщенiй, прiютомъ для нѣсколькихъ семей — бѣдныхъ погорѣльцевъ, остатки имущества были сложены тутъ же около вельбота. Подобное явленiе не вызвало никакого начальническаго замѣчанія со стороны г. Суслова Напротивъ, узнавъ объ участи погорѣльцевъ, онъ обошелся со всѣми ласково и внимательно разспрашивалъ о несчастiи. Лица, инспектировавшiя Горскую станцiю, всегда находили ее въ хорошемъ порядкѣ и каждый разъ награждали атамана и гребцовъ деньгами. За отличный порядокъ, найденный гг. инспекторами, завѣдывающiе станцiей, какъ видно изъ годичныхъ отчетовъ окружнаго правленiя, не разъ удостоивались наградъ. Такъ, бывшiй завѣдывающiй Горской станцiей — священникъ I. Пѣвинъ, въ 1882 году, по представленiю инспектора г. Суслова, удостоился получить отъ щедротъ Государыни Императрицы 200 р., изъ суммъ главнаго общества — 100 р. и отъ Олонецкаго окружнаго правленiя — 25 р. (см. Олон. Губ. Вѣд. 1883 г., № 6). Въ отчетѣ за 1891 годъ читаемъ: „двѣ станцiи — Вознесенская и Горская найдены (контръ-адмираломъ Наумовымъ) въ отличномъ порядкѣ;… завѣдывающій Горской станцiей — священникъ В. Прилежаевъ получилъ благодарность Его высокопревосходительства, г. предсѣдателя общества”. Обязанности атамана, въ теченiе 17 лѣтъ, исполняетъ крестьянинъ с. Горки С. Петровъ.


――


Народная память сохранила преданiе о пребыванiи въ Горскомъ приходѣ пановъ. Жило два пана: одинъ — на Горскомъ островѣ, за 2 версты, на сѣверъ отъ нынѣшняго села Горки, на Шинковомъ-наволокѣ или Шинковщинѣ, а другой — въ разстоянiи версты отъ Шинкова-наволока, къ юго-востоку, на островѣ Коневцѣ, на Агафа-наволокѣ. У каждаго пана былъ свой домъ, обнесенный тыномъ, съ желѣзными или мѣдными воротами. Вечерами, когда одинъ панъ ложился спать и у него запирались ворота, — скрипъ воротъ доносился до жилища другого пана; тогда этотъ панъ запиралъ ворота и уходилъ на покой. Когда паны покинули Горскую мѣстность, ворота, будто бы, были брошены въ озеро. Горскiе рыболовы, таща свой неводъ около Шинкова-наволока, часто смѣются: „Какъ бы, ребята, не задѣть за ворота”. Когда появились, долго ли жили и когда ушли паны, народная память не сохранила объ этомъ воспоминанiя, но для насъ несомнѣнно, что это было въ началѣ XVII столѣтiя, когда шайки „поганой Литвы” рыскали по Руси. О какихъ либо насилiяхъ и притѣсненiяхъ жителей также не разсказывается ничего, должно быть — жили паны мирно. Жительства на Шинковомъ и на Агаѳа-наволокѣ въ настоящее время нѣтъ. На Коневѣ-островѣ, какъ видно изъ писемъ Андрея Плещеева, жительство было еще въ 1582—83 г., и не иначе, что панъ поселился въ сосѣдствѣ съ первыми жителями (весь островъ — не болѣе 3—4 верстъ). На Шинковомъ же наволокѣ едва ли кто либо и жилъ, кромѣ пана. Коневецкiя земли и Шинковщина послѣ пановъ перешли къ Горскому духовенству. Послѣднее и теперь владѣетъ Коневцомъ, за исключенiемъ самой незначительной части, которая, вмѣстѣ съ Шинковщиной, первымъ Горскимъ священникомъ Панкратомъ Самсоновымъ, дьячкомъ и пономаремъ была передана ихъ дѣтямъ, пожелавшимъ быть крестьянами села Горки. Одни только потомки перваго Горскаго духовенства — крестьяне Панкратьевы, Дорошины, Фроловы и нѣкоторые другiе и до сихъ поръ имѣютъ пашни на Шинковщинѣ, гдѣ нѣкогда жилъ панъ.

Второе преданiе относится къ началу XVIII столѣтiя, ко времени пребыванiя Петра I-го у Марцiальныхъ водъ. Пребывая „у Дворца”, Петръ Великій узналъ, что въ озерѣ Гангозерѣ ловится очень вкусная ряпушка и бѣлокорые окуни, и приказалъ, чтобы были заведены казенные невода. Невода были заведены и выловленная рыба доставлялась Царю. „Лѣчился Царь этой рыбой” добавляетъ народное преданiе. Было ли все такъ, какъ гласитъ народное преданiе, намъ не извѣстно, но рыба въ Гангозерскомъ озерѣ, особенно ряпушка очень вкусна. Попадается крупная ряпушка — въ полъ-фунта штука. Въ прежнее время крупной ряпушки ловилось болѣе, теперь же попадаетъ лишь изрѣдка.


――


По завѣренiю стариковъ, въ дер. Чеболакши, когда-то бывали казармы, въ которыхъ жили мастеровые, занимавшiеся добыванiемъ руды. Какую руду добывали — не извѣстно. Слѣды работъ въ скалахъ видны и теперь. Противъ деревни Чеболакши на востокъ, въ разстоянiи полъ-версты, замѣтно и теперь много битаго щебня. Тамъ же въ высокой щельѣ вырубленъ каналъ — около 5 саж. въ длину, 1 саж. въ ширину, глубины же опредѣлить нельзя, такъ какъ сажени за три отъ верху виднѣется вода. Такихъ каналовъ (рвовъ) около Чеболакши два. Слѣды подобныхъ же работъ замѣтны на Илемъ-островѣ, за 2 версты отъ с. Горки — на востокъ. Когда именно производились работы, почему онѣ прекращены, — старожилы не запомнятъ. Работающихъ называютъ „бергаулами”. Изъ этого названiя можно заключить, что это были бергаулы или берегоулы, а вѣрнѣе — берга-уэры, т. е. рудокопы, выписанные Петромъ Великимъ изъ Саксонiи, Шотландiи и другихъ заграничныхъ мѣстъ для развѣдки мѣдныхъ и желѣзныхъ рудъ на сѣверѣ Олонецкой губернiи. Появленiе бергауловъ, или берегоуловъ, въ Заонежьѣ относится къ концу XVII и началу XVIII стол. (См. Олон. Губ. Вѣд. 1874 г. № 74 „Берегоулы”, замѣтка г. Иванова).


П. Пѣвинъ.


――

1 Разстоянiе между селомъ и каждой изъ деревень, составляющихъ Горскiй приходъ, не измѣрялось, а опредѣлено, должно быть самими жителями приблизительно — на глазомѣръ.

2 Деревня Сельга находится отъ с. Горки въ 13 верстахъ и отъ дер. Чеболакши (Горскаго прихода) — в 7 вер.

3 Въ зырянскомъ нарѣчiи есть слово „чоб” — означаетъ красивый.

4 Одноименныя деревни и на близкомъ разстоянiи другъ отъ друга не рѣдкость. Укажемъ для примѣра нѣкоторыя: въ Кондопожскомъ приходѣ, Петроз. уѣзда, есть три деревни, расположенныя на разстоянiи 4-хъ верстъ извѣстныя подъ общимъ именемъ „Новинки;” въ томъ же приходѣ двѣ деревни на разстоянiи одной версты другъ отъ друга — носятъ одно названiе „Вороново”.

Въ Лижемскомъ приходѣ Петр. уѣзда двѣ деревни называются „Сельга”. — Въ Ялгубскомъ приходѣ Петр. у. три дер. извѣстны подъ именемъ „Суйсарь” (на 2-хъ вер.) — Въ самомъ Горскомъ приходѣ двѣ дер., отдѣленныя 2-хъ верстнымъ разстоянiемъ, называются одинаково — „Гангозеро”.

5 „Пустоша” — небольшой скалистый холмикъ недалеко на югъ отъ села Горки.

6 Прежде другихъ, кажется, посылаетъ сюда священниковъ съ цѣлiю проповѣдывать христiанскую вѣру Новгородскiй князь Ярославъ Всеволодовичъ въ 1227 году.

7 Монастырскiя земли долгое время были отдаваемы (д. быть управленiемъ госуд. имущ.) въ аренду крестьянамъ и только очень недавно онѣ перешли въ ихъ собственность.

8 Неизвѣстно также, когда пустынь закончила свое существованiе. По всей вѣроятности давно, такъ какъ народъ не сохранилъ воспоминанiя объ упраздненiи пустыни, да и вообще мало помнитъ о жизни иноковъ.

9 Въ сосѣднее съ Горкой село Кондопогу, отстоящее отъ Вашестрова 10 вер., иноки ходили. Народъ указываетъ недалеко отъ Кондопожскихъ храмовъ поле, принадлежащее нѣкогда монастырю, называемое и теперь „монастырскимъ полемъ”. <В тексте ошибочно: „монастырскимъ полемъ”, — ред.> На дорогѣ между дер. Новинкой и Кондопогой указываютъ мостикъ черезъ ручей, построенный вашестровскими монахами (конечно, теперь на томъ мѣстѣ уже новый мостикъ). Существованiе монастырской земли въ Кондопогѣ наводитъ на мысль, что пустыня основана ранѣе заселенiя Кондопожскаго берега. — А заселенiе этого берега началось несомнѣнно въ XVI в., если не ранѣе.

Въ нынѣшнихъ предѣлахъ Кондопожскаго прихода есть и другая упраздненная пустынь ок. деревни „Чикулая”. — Время основанiя и упраздненiя этой пустыни неизвѣстно. Слѣды пустыни у „Чикулая” яснѣе, нежели <В тексте ошибочно: нежали — ред.> на Вашестровѣ.

10 Неизвѣстно только, къ сожалѣнiю, гдѣ находится крестъ, о которомъ упоминаетъ о. Доворецкiй. Онъ неизвѣстенъ даже настоящимъ священноцерковнослужителямъ Горскаго прихода.

Изъ 8 досокъ, содержащихъ подробную запись о времени построенiя деревяннаго храма, въ настоящее время имѣется только четыре. По открытiи своемъ, доски были положены въ колокольню. Года два тому назадъ, при ремонтѣ этой колокольни, рабочiе, по полнѣйшему невѣдѣнiю, что это за доски, начали пользоваться ими при своихъ работахъ. Къ счастiю, замѣтилъ такое обращенiе съ историческими досками мѣстный крестьянинъ М. И. Мелеховъ, человѣкъ грамотный и знакомый съ Горской церковной древностью. Онъ тотчасъ же отобралъ доски отъ рабочихъ, но было нѣсколько поздно — четырехъ досокъ уже не существовало. Все же спасибо М. и за спасенiе половины древности. Теперь эти четыре доски хранятся подъ замкомъ въ ларѣ, устроеннымъ тѣмъ же Мелеховымъ.

11 Считаю не лишнимъ привести здѣсь небольшую выдержку изъ писцовыхъ книгъ 7136—7137 (1628—1629) гг., составленныхъ Никитой Панинымъ и подъячимъ Семеномъ Копыловымъ. Описывая Кижскiй приходъ, перечисляя церкви, Никита Панинъ, между прочимъ, пишетъ: „Кижскаго погоста выставка, а въ ней церковь великаго Чудотворца Христова Николая”. Имени выставки здѣсь не упомянуто, но въ предѣлахъ древняго Кижскаго прихода было, кажется, только двѣ выставки съ церквами во имя Свят. Николая — Сѣнногубская и Горская. О первой опредѣленно говоритъ Панинъ. Имени второй не упоминаетъ, а о церкви Никольской говоритъ. Поэтому, не Горскую ли выставку и не Горскую ли Никольскую церковь имѣлъ въ виду Панинъ въ 1628—1629 г., внося въ свои письма приведенную выдержку? (Выдержку см. „Списокъ съ книгъ Новгородскаго уѣзда, Заонежскимъ и дворцовымъ погостамъ и монастырскимъ вотчинамъ землямъ, письма и мѣры Микиты Ѳедоровича Панина да подъячаго Семена Копылова”. Новгородскiя пятины. Изслѣдованiя Неволина.)

12 На колокольнѣ 6 колоколовъ. Самый большой вѣситъ 45 пуд., пожертвованъ крестьяниномъ П. И. Мартыновымъ въ 1875—76 гг.

13 Хотя въ Горскихъ церковныхъ документахъ, нѣтъ упоминанiя о посѣщенiи храма преосв. Игнатiемъ, но авторъ „воспоминанiй объ Олонец. архипастыряхъ” говоритъ, что Владыка совершалъ частыя поѣздки по епархiи и что въ Заонежьи не осталось ни одного прихода, котораго не посѣтилъ бы преосв. Игнатiй.” Бывая же въ Заонежьи много разъ, не могъ не быть преосв. Игнатiй и въ Горкѣ. Указанiй же на это въ Горскомъ церк. архивѣ не находится потому что до конца 60-хъ гг. наст. ст. церковная лѣтопись не была введена.

14 Распредѣленiе приходовъ было начато, кажется, еще при преосв. Аркадiи; утверждены же были новые штаты по вступленiи (въ 1869 г.) въ управленiе епархiей преосв. Iонаѳана.

15 Цифровыя данныя церковно-приходской школы если и имѣлись, то хранились въ земской школѣ и сгорѣли вмѣстѣ съ книгами въ 1882 г. августа 14 дня. Поэтому число учащихся не можетъ быть указано.

16 Цифровыя данныя церковно-приходской школы если и имѣлись, то хранились въ земской школѣ и сгорѣли вмѣстѣ съ книгами въ 1882 г. августа 14 дня. Поэтому число учащихся не можетъ быть указано.

17 Послѣ пожара, за неимѣнiемъ помѣщенiя, въ 1882—83 учебный годъ школа числилась закрытой.

18 Цифровыя данныя церковно-приходской школы если и имѣлись, то хранились въ земской школѣ и сгорѣли вмѣстѣ съ книгами въ 1882 г. августа 14 дня. Поэтому число учащихся не можетъ быть указано.

19 Мой собесѣдникъ извѣстенъ, какъ народный докторъ спецiалистъ нѣкоторыхъ болѣзней (напр. лѣчитъ <^ В тексте ошибочно: лѣчить — ред.> отъ родимцу, „отъ приходнаго”) и ветеринаръ.

20 Успенскiй постъ считается простонародiемъ частiю отдѣленнымъ отъ великаго поста и соблюдается также строго, какъ и великiй постъ.

21 Не только въ пятницы но и во весь великiй и успенскiй посты многiе не ѣдятъ рыбы, за исключенiемъ дванадесятыхъ праздниковъ.

22 Помѣщать имѣющiеся у меня легендарныя разсказы о дѣйствiяхъ и силѣ домовыхъ, водянныхъ и др. невидимыхъ хозяевъ, наговоры и нашептыванiя колдуновъ и суевѣрныя примѣты въ общемъ очеркѣ о приходѣ я нахожу неумѣстнымъ, такъ какъ все это есть достоянiе округа болѣе обширнаго, нежели одинъ приходъ. Поэтому, указывая на существованiе суевѣрiя, я ограничился лишь приведенiемъ для примѣра нѣсколькихъ примѣтъ.

23 О болѣе крупныхъ недостаткахъ: святотатствѣ, кощунствѣ, убiйствѣ, самоубiйствѣ <^ В тексте ошибочно: самоубiствѣ — ред.>, какъ всюду исключительныхъ, говорить излишне.

24 Мы ограничиваемся указанiемъ нѣкоторыхъ лишь мѣстныхъ словъ, а не приводимъ всѣхъ записанныхъ нами, такъ какъ часть указанныхъ и не указанныхъ словъ встрѣчаются въ народной рѣчи не одной Горской, но и другихъ мѣстностей. Поэтому удобнѣе всѣ записанныя слова народной рѣчи помѣстить въ видѣ отдѣльнаго словарика, — какъ мы и намѣрены сдѣлать.

25 Обыкновенно привозится съ береговъ Бѣлаго моря, куда путешествуютъ для посѣщенiя Соловецкой обители.

26 Въ недавнее время было въ обычаѣ, чтобы никто не топилъ и не ходилъ въ баню, въ которую ходитъ родившая, пока она не побываетъ трижды въ банѣ; въ самое же послѣднее время этотъ обычай начинаетъ нарушаться.

27 Называется этотъ камешекъ „вересовый”.

28 Тогда какъ у кореловъ не принято носить „блюдомъ” рыбника (см. „Изъ быта корелъ”) въ Горкѣ и другихъ русскихъ мѣстахъ рыбникъ — необходимая часть „блюда”. Богатые приносятъ „блюдомъ” десертъ, кофе и т. п. продукты.

29 Ямки-лунки дѣлаются для того, чтобы здѣсь отдохнуть отъ скаканiя на одной ногѣ, чего требуетъ игра. Остановишься не на лункѣ отдыхать, наводчикъ можетъ занять лунку и тотъ, чья лунка, долженъ быть наводчикомъ.

30 Послѣднiя два выраженiя нѣсколько иначе (и болѣе подробны) произносятся при играхъ съ тою же цѣлью и Толвуйскими дѣтьми (см. „Толвуйскiй приходъ”. Олон. Губ. Вѣд. 1891 г. №№ 79—86).

31 Послѣднiя два выраженiя нѣсколько иначе (и болѣе подробны) произносятся при играхъ съ тою же цѣлью и Толвуйскими дѣтьми (см. „Толвуйскiй приходъ”. Олон. Губ. Вѣд. 1891 г. №№ 79—86).

32 Эта пѣсня отчасти сходна съ пѣсней, извѣстной въ Заонежьи подъ названiемъ „Перепелка”. „Перепелка” — тоже бесѣдная пѣсня (см. „Толвуйскiй приходъ”. Олон. Губ. Вѣд. 1891 г. №№ 79—86).

33 Представленiе о безнравственности есть, конечно, у каждаго, но представленiе это смутно.

34 Молодецъ, приглашенный въ „совгинъ” нѣсколькими дѣвицами, во второй „шинъ” отдаетъ займы второй дѣвицѣ, сдѣлавшей ему честь своимъ вызовомъ.

35 Сборъ хозяинъ производитъ, когда всѣ усядутся въ первый „шинъ”; собираетъ въ чашку или ковшъ.

36 Воронецъ — полка между печью и стѣной.

37 Т. е. кто на очереди по отбыванiю воинской повинности <^ В тексте ошибочно: воинско повиности — ред.> — внесенъ въ списки.

38 Корельскiя дѣвицы оставляютъ мыло въ полѣ до Петрова дня (см. „Изъ быта и вѣрованiй Корелъ”. Олон. Губ. Вѣд. № 95 1892 г.)

39 Проводится Ивановская ночь въ Горскомъ приходѣ также, какъ и въ Корельской мѣстности (ст.„Изъ быта и вѣрованiй Корелъ” Г. В. 1892 г. № 95), только тамъ, должно быть, не вырывается три-девять ржаныхъ колосьевъ.

40 По расплетенiи косы, невѣста подходитъ и причитываетъ къ каждому родственнику, родственницѣ, сосѣду и сосѣдкѣ, которые находятся въ избѣ. Въ причитаньяхъ жалуется на свою участь, жалуется, что ее насильно лишаютъ воли девичьей.

41 Волосы невѣсты и ленточки бываютъ на канунѣ перевязаны въ узлы и, въ такомъ видѣ, заплетены. Дѣвицы должны не только расплести косу, но и развязать узелки.

42 Кромѣ тѣста, обтираютъ тѣло тряпочкой и, затѣмъ, потъ съ тряпочки сжимаютъ въ воду, которую потомъ кипятятъ въ самоварѣ и поятъ ею жениха и его родню.

43 Подушка эта дается въ приданое невѣстѣ. Женихъ и дружки должны теперь оберегать эту подушку и не полагать на лавку. А коль скоро положатъ, то подушку беретъ „подголосница” и у ней прозѣвавшiе дружки должны откупить подушку. Даютъ 3—10 к. и получаютъ опять подушку.

44 Въ прежнее время свекровь получала отъ невѣстки 12 рубашекъ (сорочекъ); теперь это число сокращено до 10-ти. Послѣднюю сорочку свекровь получаетъ, когда приведутъ отъ невѣстки „приданую корову”. Свекру съ коровой посылается полотенце.

45 Этими работами занятъ крестьянинъ и утромъ, если не уѣзжаетъ въ лѣсъ.

46 Рѣпу сѣютъ на нивахъ, а не на поляхъ. Но, вообще, подсѣчная система земледѣлiя въ Горскомъ приходѣ мало применяется.

47 Нѣсколько лѣтъ тому назадъ Горскiе рыбаки заловили стерлядь. Какимъ образомъ появилась стерлядь въ Онежскомъ озерѣ? Среди Горчанъ, между прочимъ, существуетъ преданiе, что въ прежнее время разбило на Онежскомъ озерѣ садокъ съ морской рыбой, которую везли Царицѣ, сосланной въ Заонежье. Съ тѣхъ поръ и стала въ Онегѣ появляться стерлядь. Сосланная Царица, должно быть, — Мара Iоанновна.

48 О соглашенiи составляется приговоръ, который, затѣмъ, утверждается волостнымъ правленiемъ и входитъ въ законную силу.

49 Количество отсыпнаго хлѣба не опредѣленно — кто сколько вырядитъ, смотря по плодородiю и удобренiю участка, а также по условiямъ, которыя побуждаютъ сдать землю.

i ^ Исправленная опечатка. Было: «сжгали», исправлено на: «сжигали» — ред.

ii Исправленная опечатка. Было: «деревн:», исправлено на: «деревни:» — ред.

iii Исправленная опечатка. Было: «называмое», исправлено на: «называемое» — ред.

iv Исправленная опечатка. Было: «направленiею», исправлено на: «направленiю» — ред.

v Исправленная опечатка. Было: «снѣжнiй», исправлено на: «снѣжный» — ред.

vi Исправленная опечатка. Было: «выигриваетъ», исправлено на: «выигрываетъ» — ред.

vii Исправленная опечатка. Было: «соблюаться», исправлено на: «соблюдаться» — ред.

viii Исправленная опечатка. Было: «„кивъ-наволокъ”», исправлено на: «„Кивъ-наволокъ”» — ред.

ix Исправленная опечатка. Было: «позднѣ», исправлено на: «позднѣе» — ред.

x Исправленная опечатка. Было: «озерѣ,… Въ», исправлено на: «озерѣ… Въ» — ред.

xi Исправленная опечатка. Было: «„На Онежскомъ озерѣ въ Чеболокши», исправлено на: «„На Онежскомъ озерѣ въ Чеболокши”» — ред.

xii Исправленная опечатка. Было: «Плещева», исправлено на: «Плещеева» — ред.

xiii Исправленная опечатка. Было: «„на Онежскомъ озерѣ въ Чеболакши.», исправлено на: «„на Онежскомъ озерѣ въ Чеболакши.”» — ред.

xiv ^ Исправленная опечатка. Было: «1846 г,», исправлено на: «1846 г.» — ред.

xv Исправленная опечатка. Было: «сожалѣнiмъ», исправлено на: «сожалѣнiемъ» — ред.

xvi Исправленная опечатка. Было: «„по недосугамъ.», исправлено на: «„по недосугамъ”.» — ред.

xvii Исправленная опечатка. Было: «укаждаго», исправлено на: «у каждаго» — ред.

xviii Исправленная опечатка. Было: «обыквовенно», исправлено на: «обыкновенно» — ред.

xix Исправленная опечатка. Было: «не намолишся, а нагрѣшишь», исправлено на: «не намолишься, а нагрѣшишъ» — ред.

xx ^ Исправленная опечатка. Было: «я сегодня не пойду” — Нельзя», исправлено на: «я сегодня не пойду. — Нельзя» — ред.

xxi Исправленная опечатка. Было: «истченiи», исправлено на: «истеченiи» — ред.

xxii Исправленная опечатка. Было: «ни мори», исправлено на: «не мори» — ред.

xxiii Исправленная опечатка. Было: «батокъ», исправлено на: «батогъ» — ред.

xxiv Исправленная опечатка. Было: «поздразнятъ», исправлено на: «подразнятъ» — ред.

xxv Исправленная опечатка. Было: «поскрѣе», исправлено на: «поскорѣе» — ред.

xxvi Исправленная опечатка. Было: «подгововариваютъ», исправлено на: «подговариваютъ» — ред.

xxvii Исправленная опечатка. Было: «Парочка мой», исправлено на: «Парочка моя» — ред.

xxviii Исправленная опечатка. Было: «Придеть», исправлено на: «Придетъ» — ред.

xxix Исправленная опечатка. Было: «огошли», исправлено на: «отошли» — ред.

xxx Исправленная опечатка. Было: «любанъ», исправлено на: «лобанъ» — ред.

xxxi Исправленная опечатка. Было: «девевни», исправлено на: «деревни» — ред.

xxxii Исправленная опечатка. Было: «лебдушку», исправлено на: «лебедушку» — ред.

xxxiii Исправленная опечатка. Было: «клади мыльцо съ съ умывальницей», исправлено на: «клади мыльцо съ умывальницей» — ред.

xxxiv ^ Исправленная опечатка. Было: «розыпали», исправлено на: «розсыпали» — ред.

xxxv Исправленная опечатка. Было: «дѣвуши», исправлено на: «дѣвушки» — ред.

xxxvi Исправленная опечатка. Было: «нѣтъ сростителя-батюшка», исправлено на: «нѣтъ сростителя-батюшки» — ред.

xxxvii ^ Исправленная опечатка. Было: «матушу», исправлено на: «матушку» — ред.

xxxviii Исправленная опечатка. Было: «пивоваръ,,», исправлено на: «пивоваръ,» — ред.

xxxix Исправленная опечатка. Было: «личко», исправлено на: «личико» — ред.

xl Исправленная опечатка. Было: «произносить», исправлено на: «произноситъ» — ред.

xli Исправленная опечатка. Было: «церквной», исправлено на: «церковной» — ред.

xlii Исправленная опечатка. Было: «свокровь», исправлено на: «свекровь» — ред.

xliii Исправленная опечатка. Было: «Онуфiева», исправлено на: «Онуфрiева» — ред.

xliv Исправленная опечатка. Было: «необхидимое», исправлено на: «необходимое» — ред.

xlv Исправленная опечатка. Было: «проѣзжащихъ», исправлено на: «проѣзжающихъ» — ред.

xlvi Исправленная опечатка. Было: «одновревременно», исправлено на: «одновременно» — ред.

xlvii Исправленная опечатка. Было: «четвегъ», исправлено на: «четвергъ» — ред.

xlviii Исправленная опечатка. Было: «непремѣрно», исправлено на: «непремѣнно» — ред.

xlix Исправленная опечатка. Было: «слѣдущiй», исправлено на: «слѣдующiй» — ред.

l Исправленная опечатка. Было: «платокъ и что либо другое», исправлено на: «платокъ или что либо другое» — ред.

6338005835042039.html
6338076102042889.html
6338133900019987.html
6338212312343661.html
6338273239920770.html