Отчет за 2009 год о деятельности культурно-досуговых учреждений Республики Алтай - страница 2

9-10 декабря 2009 г. состоялся семинар-совещание для работников социально культурно-досуговых учреждений Республики Алтай. В нем приняли участие руководители органов исполнительной власти в сфере культуры муниципальных образований Республики Алтай, директора районных домов культуры, директора методических центров, методисты учреждений культуры районов, руководители творческих коллективов. Всего – 110 человек.
В программе семинара были раскрыты следующие вопросы:

- «Рекомендации по проведению и празднованию 65–летия Победы ВОВ»;

- «О федеральных, республиканских и ведомственных целевых программах в сфере культуры»;

- «Новая система оплаты труда»;

- «Об автономных учреждениях»;

- «О мерах по повышению эффективности использования бюджетных средствя»;

- «Кадровый ресурс культурно-досуговой сферы Республики Алтай на 2010 г.»;

- «Развитие промыслов и ремёсел в Республике Алтай»;

Широко применялись выездные семинары в муниципальные образования Республики Алтай. В 2009 году они состоялись в 2 муниципальных образованиях Майминском, Кош-Агачском, Турочакском, Чойском.

Необходимость проведения таких семинаров была вызвана тем, что:

- районы имеют низкий уровень профессиональной подготовки кадров и недостаточно используют ресурсы учебных заведений культуры республики и республиканских методических центров по повышению квалификации;

- низкий уровень методического обеспечения деятельности клубных учреждений, особенно где отсутствует единая методическая служба клубных учреждений района;

- низкий исполнительский уровень коллективов художественной самодеятельности;

- учреждения культуры, коллективы художественной самодеятельности редко участвуют в областных фестивалях, конкурсах, праздниках;

-отсутствуют мероприятия по развитию традиционного народного творчества, национальных культур;

Республиканский центр народного творчества учитывая эти недостатки сделать акцент в на раскрытие следующих острых вопросов:

Общие темы раскрытые на семинарах включали в себя самые актуальные вопросы. Задача семинаров заключалась в оказании помощи специалистам клубных учреждений в связи с применением 131 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», а именно:

- как работать клубу на основе бюджетирования, ориентированного на результат;

- как обеспечить жителей услугами организаций культуры;

- какой законодательной базой следует руководствоваться муниципальному клубному учреждению в своей деятельности.

^ ПЛАН – КАЛЕНДАРЬ 2009 год

Наименование

Методическая консультация:

  • по культурно-досуговой деятельности,

  • по нормативно-правовым документам

Проверка учреждений культуры клубного типа муниципальных образований Республики Алтай

Участие в совещаниях и аттестационных комиссиях работников культуры РДК, СДК,СК районов

Проведение мастер-классов:

  • по хореографическому жанру,

  • по театральному жанру,

  • по сказительскому искусству (горловому пению)

  • по вокальному жанру.

Подготовка республиканской программы «Государственная поддержка самодеятельного народного творчества и культурно-досуговой деятельности в Республике Алтай на 2010-2015 г.г.»

Исследования перспектив развития досуговых форм самоорганизации граждан, коллективов народного творчества в культурно - досуговых учреждениях в сельской местности

Повышение квалификации специалистов, занятых в сфере народного творчества и культурно-досуговой деятельности

Проведение республиканских семинаров для руководителей методических служб народного творчества (2 раза в год)

Участие в проектных семинарах по инновационной деятельности культурно-досуговых учреждений муниципальных образований Республики Алтай


Клубная деятельность, особенно на селе, сегодня является практически единственным источником не только эстетического воспитания, приобщения к культурным традициям данной местности, но и средством информации.

За 2009 год специалистами по жанрам народного творчества проведена большая работа по оказанию методической помощи коллективам самодеятельности Республики Алтай.

Проведены следующие мероприятии:

- создать в Республике Алтай Международный центр по развитию сказительского искусства и разработать программу для его развития;

- подготовить программу для материальной и социальной поддержки сказителей, исполнителей сказаний;

- создать рабочую группу по подготовке заявки для номинирования в ЮНЕСКО горлового пения и сказительского искусства;

- считать целесообразным создание медицинской экспертной комиссии для исследования физиологического состояния сказителей разного возраста в целях поддержки и сохранения их здоровья;

- организовать республиканский фонд поддержки для поощрения исполнителей курултая сказителей и привлечения участников из сопредельных территорий;

- привлечь специалистов для разработки методических программ обучения основ горлового пения и сказительского искусства на всех уровнях обучения в образовательных учреждениях: (школа, колледж и ВУЗ).

Оказана методическая и практическая помощь по проведению Районного фестиваля театральных коллективов Республики Алтай, совместно с преподавателями ГОУ СПО «Колледж культуры и искусства Республики Алтай», солистами ГУК РА «Государственный оркестр Республики Алтай», ГУК РА «Государственная филармония» были просмотрены в рамках фестивалей и по вызову программы 35 коллективов, из 11 муниципальных образований Республики Алтай.

Все коллективы подтвердившие звание «Народный» (Образцовый) коллектив Республики Алтай работают с интересным и сложным репертуаром, регулярно ведут концертную деятельность, активно участвуют в Российских и Республиканских мероприятиях, систематически пополняя репертуар.


^ Социально-культурный потенциал

коллективов самодеятельного художественного творчества,

имеющих звание «Народный (образцовый) самодеятельный коллектив» Республики Алтай

Культурная политика эффективна, если она направлена на создание жизненно необходимых условий и продиктована современной ситуацией. Чтобы выработать точную стратегию и тактику, важно выделить те проблемы, на решение которых можно оказать влияние средствами культуры.

Более чем десятилетний период российских реформ и связанный с ним постоянный дефицит финансовых средств в значительной мере усилили целый ряд общих как для Сибири, так и для Республики Алтай негативных тенденций и проблем:

- произошел резкий спад экономики села, сократилось число объектов социальной сферы;

- ухудшилось состояние материально-технической базы учреждений культуры села;

- из отрасли ушли квалифицированные специалисты;

- произошло обострение демографических процессов;

- снизился образовательный уровень сельчан;

- произошло удорожание жизни.

Состояние культуры последних лет не могло не отразиться на темпах развития народного художественного творчества, в том числе на уровне исполнительского художественного уровня коллективов, имеющих звание «народный (образцовый) самодеятельный коллектив».

Несмотря на существующие проблемы, статистические данные свидетельствуют, что учреждения культуры Республики Алтай, безусловно, востребованы населением, количество клубных формирований народного творчества хоть и незначительно, но увеличивается из года в год (в том числе, растет количество коллективов, имеющих звание «народный (образцовый) самодеятельный коллектив»).

На данном этапе проблема заключается не в количественном росте клубных формирований народного творчества, пристального внимания требует уровень исполнительского мастерства данных коллективов, поиск путей сохранения достигнутого, способов стимулирования дальнейшего развития народного творчества.

В отчете используются данные 55 коллективов самодеятельного художественного творчества, имеющих звание «Народный (образцовый) самодеятельный коллектив» из 11 муниципальных образований Республики Алтай.

Присвоение звания «Народный» (образцовый) самодеятельный коллектив» является высшей оценкой таланта и большой творческой работы любого коллектива самодеятельного художественного творчества. Такие коллективы должны обладать высоким уровнем исполнительского мастерства, отличаться своеобразием и самобытностью, всегда соответствовать высокому художественному уровню, вести активную гастрольную деятельность, участвовать в культурной жизни города, поселка, района.

Народные (образцовые) самодеятельные коллективы подтверждают свой статус один раз в три года на основании приказа Министерства культуры Республики Алтай.

Всего в Республике Алтай, включая г. Горно-Алтайск, 55 творческих коллективов со званием «народный (образцовый) самодеятельный коллектив».

По своей ведомственной принадлежности 87,3% народных самодеятельных коллективов относятся к учреждениям культурно-досугового типа системы Министерства культуры Российской Федерации, 12,7% относятся к детским школам искусства и детским музыкальным школам.



Рисунок 1 Распределение «Народных» (образцовых) самодеятельных коллективов по ведомственной принадлежности


Народные коллективы (взрослые) по ведомственной принадлежности представляют собой следующую картину: 100% (всего 42 взрослых коллективов) принадлежат культурно-досуговым учреждениям министерства культуры, 0 % коллективов работает в системе дополнительного образования (ДШИ, ДМШ).

^ Народные самодеятельные коллективы (взрослые)



Картина ведомственной принадлежности образцовых (детских) коллективов имеют совершенно иную структуру: Всего 13 детских коллективов 46,2% -принадлежат КДУ, около 51,8% - ДШИ, ДМШ.

^ Образцовые самодеятельные коллективы (детские)



В культурно-досуговых учреждениях, детских музыкальных школах и детских школ искусств республики работают 55 коллективов, имеющих звание «Народный» (образцовый) самодеятельный коллектив»; из них только 13 – детские (23,6% - от общего количества).

Если рассмотреть процентное соотношение количества всех формирований1 самодеятельного народного творчества культурно-досуговых учреждений на 01.01.2009 г., то это будет выглядеть следующим образом:

Взрослых – 443 (59%)

Детских – 309 (41%).

А если рассмотреть процентное соотношение коллективов со званием народный (образцовый) самодеятельный коллектив», то оно окажется следующим: Взрослых – 42 (76,4%)

Детских – 13 (23,6%)

Такое соотношение демонстрирует явно не использованный до конца потенциал детской клубной аудитории. Руководителям клубных учреждений необходимо уделять пристальное внимание деятельности по достижению более высокого уровня мастерства детских коллективов, для перевода их в статус «образцовых самодеятельных коллективов».

Ведомственная принадлежность

Количество коллективов всего

взрослые

процент взрослых коллективов от общего кол-ва народных самодеятельных коллективов

детские

процент детских коллективов от общего кол-ва народных самодеятельных коллективов

учреждения культурно-досугового типа системы минкультуры России

48

42

76,4%

6

10,9%

ДШИ,ДМШ

7

0

%

7

12,7%

итого народных коллективов:

55

42

76,4%

13

23,6%


По районам Республики Алтай народные (образцовые) самодеятельные коллективы распределяются следующим образом. Наибольшее количество коллективов со званием «народный (образцовый) самодеятельный коллектив» находится в Майминском районе (8 коллектив), в Кош-Агачском, Улаганском и Усть-Коксинском районах (6), Усть-Канский, Чемальский, Онгудайский районы г. Горно-Алтайск (5) и Чойском, Турочакском, Шебалинском районах по 3коллектива.

Из всех направлений народного творчества наиболее распространены фольклорные коллективы – 21 коллективов имеют звание «народный (образцовый) самодеятельный коллектив», следующий хореографических коллективов (10), вокальных коллективов – (8), вокально-инструментальных – (6), хоровых – (3),театральный жанр – (2) и духовых оркестров – (2), ансамбли песни и танца – (2), инструментально-хореографических ансамблей – (1).

Фольклорных коллективов со званием «Народный» (Образцовый» больше всего в Усть-Коксинском районе – 4 коллектива.

Духовых оркестров со званием «народный (образцовый) самодеятельный коллектив» всего 2 это в Майминском и Чойском районах.

Хореографических коллективов со званием «народный (образцовый) самодеятельный коллектив» больше всего в Улаганском, Усть-Канском районах (2).

В Чемальском районе существует ансамбль академической песни (1).

Театральный жанр – 2 коллектива имеют звание «народный (образцовый) самодеятельный коллектив» Кош-Агачский район (детский коллектив) и Чемальский район (взрослый коллектив).

Народные эстрадные ансамбли представляют в области 6 коллективов со званием «народный (образцовый) самодеятельный коллектив».

Коллективы самодеятельного художественного творчества, распределение по жанрам на 01.10. 2009 г. (народные и образцовые самодеятельные коллективы)

На диаграмме видно, как соотносятся между собой различные жанры по коллективам со званиями «народный (образцовый) самодеятельный коллектив». Ниже приводится аналогичная диаграмма только по народным (т.е. взрослым) самодеятельным коллективам.



Примерно половину составляют коллективы вокальные, фольклорные и хоровые (71,3 %). Доля вокально-инструментальных ансамблей – 14,3 %, народных хоров – 7%, и по 5% приходится на ансамбли песни и танца, духовые оркестры. Доля хореографических и театральных ансамблей – 2,4 %.

Аналогичная диаграмма по народным (образцовым) (т.е. детским) самодеятельным коллективам.




В данной диаграмме представлены хореографические коллективы – 69,2%, театральные коллективы, инструментально-хореографические ансамблей – 7,7%, фольклорные коллективы – 15,4 %.

13 творческим коллективам со званием «народный» на муниципальном уровне в полном объеме оплачивается заработная плата (согласно утвержденным штатным расписаниям), что составляет 23,6% из всей численности «Народных» (Образцовых) самодеятельных коллективов Республики Алтай.

Оптимальная модель учреждения культуры в масштабах села строится на триединстве «информация – эстетическое образование – досуг».

Опираясь на следующие данные, можно выделить следующие основные позиции, учет которых необходим при определении путей модернизации деятельности КДУ:

- Культуру (и в том числе народное художественное творчество) следует рассматривать сегодня как базовое условие возрождения экономики;

- В свете реформы бюджетных учреждений Российской Федерации, предъявляющей к муниципальным учреждениям культуры новые требования, можно предложить нормативно закрепить приоритет просветительской и развивающей функции в деятельности клубных учреждений, при которых в основном и функционируют коллективы, имеющие звание «народный самодеятельный коллектив».

- В муниципальном задании на оказание культурно-досуговых услуг на территории муниципальных образований Республики Алтай следует оговорить показатели творческого роста (уровень фестивалей, конкурсов, уровень исполнительского мастерства) народных самодеятельных коллективов, действующих при местном клубном учреждении. В этом случае будут обеспечены условия для творческого развития коллектива, повышения квалификации руководителя, что даст возможность поддерживать высокий уровень мастерства участников.

^ МУЗЫКАЛЬНАЯ САМОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Музыкальная самодеятельность – один из наиболее многожанровых видов любительского искусства. Именно в этой сфере народного творчества в разное время и в силу различных причин были рождены новые жанры музицирования, впоследствии перешедшие на профессиональную сцену.

Отличительной чертой этого жанра стало стремление преимущественно к коллективным видам творчества. Сольное любительское музицирование, хотя и существовало, но стало богаче в жанровом отношении (игра на домре, топшур, гитара, музыкальные фонограммы). Это связано в основном с самодеятельными коллективами со званием «Народный», что стимулируется профессиональным подходом художественных руководителей.

Новое понимание фольклора как живой локальной традиции, представляющей собой синтез пения, хореографии, инструментальной музыки и сценического действия, находится в остром противоречии с эстетикой народных хоров, ансамблей песни и пляски. Появление профессионально подготовленных руководителей заложили предпосылки творческого обновления любительских коллективов. Но тенденция постепенной переориентации и преобразований с большим акцентом на местный фольклор происходит в репертуаре самодеятельных коллективов. Вместе с региональными особенностями песен и танцев на сцену выходят обрядовые, игровые композиции, появляются топшур, комус, амыргы, ударные инструменты, бубен. Хор и музыканты участвуют в общем, сценическом действии. Фольклорные образцы, связанные с религиозно-обрядовой тематикой, значительная часть алтайских песен на долгие годы изгнанные из репертуара возвращают свое место в духовно - культурной жизни народа. Сценические костюмы приобрели стилизованный вид (не уходя далеко от своих фольклорных прообразов), но нередко используются несвойственные народной традиции элементы декора. Основным видом деятельности является исполнение народных танцев и песен. Традиционной формой ансамблей песни и танца, с исполнением авторского репертуара и статичным хором продолжает жить в массовой самодеятельности. Среди них выявляются перспективные коллективы этого жанра:

  1. ансамбль «Чуя» (худ. рук. Мамырбекова К.С.) с. Кош-Агач Кош-Агачского района.

  2. ансамбль «Урсул» (худ. рук. Чейтышева С.В.) с. Онгудай Онгудайского района.

Большое распространение получили ансамбли народной песни, ориентированные на фольклор, ярко выражаются в творчестве талантливых хормейстеров. Например, коллектив казачьей песни «Раздолье», (худ. рук. Менохова Н.Н.), коллектив русской песни «Синегорье», (худ. рук. Менохов С.М.), коллектив алтайской песни «Ойойым» (худ. рук. Толмашова Р.А.), фольклорный ансамбль «Кумуш» (худ. рук. Ойынчинова М.В.). С Стимулирующим тенденцию развития хоров и ансамблей являются проводимые в республике фестивали и народные праздники, многие из которых имеют статус межрегионального фестиваля.

На фестивалях стилизованные народные хоры и ансамбли соседствуют с аутентичными фольклорными коллективами: например фольклорный ансамбль «Сиберия», фольклорный ансамбль «Товарочка» (худ. рук. Мамаев Е.Н.), ансамбль русской песни «Русские узоры» (худ. рук. Калионов П.А.) представляя во всем многообразии многоцветную палитру современной жизни русской народной песни. В общей массе народопевческие коллективы стали меньше по составу участников и мобильнее, что отразилось положительно на развитии, а также немаловажным фактом является профессиональный подход к работе художественных руководителей. Это, прежде всего, подтверждает статистика по росту самодеятельных коллективов со званием «Народный».

Отражая жизненный опыт народа, творчески обобщая и осмысливая его, фольклор является ярким выражением художественно-исторической памяти нации. Успешное решение проблемы сохранения и развития фольклорных традиций видится в дальнейшем единстве между наследованием традиций и новаторством. Занимаясь сценической интерпретацией фольклора, нужно прекрасно знать его материалы, резервы, специфические особенности, закономерности функционирования.

^ АНСАМБЛИ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ

В этот год здесь также наблюдается устойчивая тенденция снижения массовости, но этот показатель не сказался отрицательно на качестве репертуара так и программы в целом.

В общем плане происходит известная «эстрадизация» репертуара и исполнительской манеры. Быстро набирают популярность и становятся яркими продолжателями традиций, обычаев, обрядов и фольклора своего народа.

Сегодня ярким представителями этого жанра являются оркестр ДМШ №1 г. Горно-Алтайск студия мальчиков «Алтай» руководитель В.Е. Кончев, ансамбль «Тандак» руководитель Саланханов Р.В. с. Кош-Агч, ансамбль «Коо-куйак» с. Улаган.

Данные ансамбли быстро набирают популярность, и становятся яркими продолжателями традиций, обычаев, обрядов и фольклора своего народа.

Аранжировки и оригинальные сочинения этих коллективов «взрывают» изнутри унылый псевдоакадемизм народного оркестра, показывая его поистине виртуозные безграничные возможности, броскость концертной интерпретации классической, современной и народной музыки. Количество таких ансамблей в известной степени связано с материально-техническими трудностями – нет качественных инструментов, затруднено их приобретение, не хватает кадров профессиональных руководителей.

Как правило доминируют оркестры народных инструментов в районах, где относительно положительная ситуация в кадровом составе и материально техническом отношении.

Определенное значение в малочисленности числа духовых оркестров имеет ограничение их прикладных функций, связанное с постепенным их вытеснением из сферы танцевальной музыки эстрадными ансамблями.

В республике по уровню исполнительского мастерства и по характеру функционирования духовые оркестры характеризуются как относительно крупные по числу участников и стабильные по составу коллективы, исполняющие музыку в разнообразном жанровом отношении концертном репертуаре. Наряду с музыкальным оформлением торжеств и значительное место в деятельности оркестров занимает концертная практика вплоть до выступлений с самостоятельными программами. Освоение большого репертуара требует систематической учебно-репетиционной работы. Например: «Народный» духовой оркестр (худ. рук. Шкарупин С.В.) с. Чоя Чойского района, духовой оркестр под руководством Ф.Ф. Мелентьева, детский духовой оркестр ( худ. рук. Ю.Н.Тиунов) Майминского района.

В настоящее время наряду с семинарами настало время проводить стажировки, специализированные учебные циклы, связанные с работой по повышению квалификации руководителей коллективов по следующей теме: «Освоение навыков аккомпонимента на народных инструментах – топшур, комус, гусли, рожок, духовые и ударные, клавишные инструменты».


^ ЭСТРАДНАЯ МУЗЫКА

ВИА – явление, которое приобрело большой размах и профессиональный рост в Республике Алтай. В 2004 году активизируется процесс создания вокально-инструментальных ансамблей. Это: Чемальский, Онгудайский, Усть-Канский, Улаганский, Усть-Коксинский, Кош-Агачский, Чойский, Турачакский районы.

ВИА дал молодому человеку-подростку возможность максимального творческого не только музыкального, но и актерского самовыражения, реализации технических наклонностей. Почти вся аппаратура любительских групп была непрофессиональной, но в ряде районов ВИА оснащены звуковой аппаратурой, световыми установками, микрофонами, видеопроекторами, что конечно же, не могло не сказаться на профессиональном росте коллективов.

Из 11 муниципальных образований лишь в 5 районах прослеживается ВИА. От общего числа формирований самодеятельного народного творчества, что составляет 601. На вокально-инструментальные ансамбли (группы) со званием “Народный” приходится 1 % .

Среди основных задач, стоящих перед художественными руководителями ВИА, ставится серьезная задача для осуществления основных целей. Это вопрос о “Подготовке концертного музыкального номера” (работа над одной песней), параметры которого является частью немаловажной работы с коллективом:

Достигая этих целей, коллективы Республики Алтай становятся обладателями первых мест на серьезных фестивалях-конкурсах Российской Федерации. Помогает раскрыть талант, как исполнителей, так и руководителей ВИА, что в первую очередь стимулирует, объединяет коллективы и непременно ведет к профессиональному росту.

Музыкальная эстрада Республики Алтай условно подразделяется на два направления развития. Наиболее яркой чертой здесь можно выделить происходящий синтез эстрадной музыки и фольклора, что прослеживается среди ведущих коллективов этого жанра. Отметим вокально- инструментальные ансамбли «Белуха Джем» (рук. А.М. Леляков), «4506» (рук. А.Лавров) с. Усть-Кокса Усть-Коксинского района, «Чемальские головушки» Чемальского района, рок-группа «Клетка» (рук. Н.Поклонов), «Парламент» (рук. И.Шарков) Майминского района.

Второе направление, тяготеющие к клубным формам существования, со своей замкнутой средой фанатов-почитателей развивается менее стремительно и ярко. Если говорить о масштабах этого движения, то они невелики и ограничиваются узким замкнутым кругом молодежи.

В заключение хочется сказать, что музыкальное творчество по-прежнему остается одним из наиболее массовых проявлений любительского искусства. Интерес, высокий исполнительский уровень детей и молодежи, занимающихся в музыкальных коллективах сегодня, позволяют надеяться, что и в новом веке музыканты будут достойно представлены на любительской сцене.

^ ХОРЕОГРАФИЧЕСКАЯ САМОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Хореография в Республике Алтай за многолетнюю историю своего существования прошла большой путь от фольклорного образца до сценической формы. Здесь одной из первостепенных задач является собирание, фиксация, изучение танцевального фольклора.

Хореографическая самодеятельность в Республике Алтай - неотъемлемая составная часть истории хореографического искусства в целом.

РДК, СДК, СК имеют в своих штатах специалистов- руководителей кружков, студий детской и взрослой самодеятельности, и в том числе танцевальная самодеятельность, которая включает в себя несколько видов: хореографические кружки для детей и взрослых разного возраста, студии, ансамбли.

В клубах проходит процесс поисков новых форм алтайского танца, что привело к убеждению о необходимости теории и методики алтайской народной хореографии, как основы для развития любого из направлений танцевального искусства.

Развитие народного танца проходит по двум направлениям:

- исследовательская работа в этнографическом направлении;

- установка на пропаганду многонационального искусства, что определяет развитие народно-сценической хореографии.

В 1995 году был проведен I Республиканский детско-юношеский хореографический фестиваль «Золотой Арабеск», который явился толчком бурного роста хореографической самодеятельности в Республике Алтай. Развитие бытового, эстрадного танца, эксперименты в области синтеза танца и спорта, усиление внимания к народному, бальному танцу – эти тенденции воплотились в трех наиболее типичных формах хореографической работы в клубах:

Ярко участвовавших в культурной жизни Республики Алтай коллективов следует отметить хореографический ансамбль “Ырысту” с. Онгудай Онгудайского района под руководством Малчиева Константина Федоровича - Заслуженного артиста Российской Федерации.

Хореографический коллектив «Эрjине» (худ. рук. Молчоева А.Б.) с. Усть-Кан Усть-Канского района – это один из ярких коллективов в Республике Алтай. Опираясь на этнографию, историю, фольклор алтайского народа руководитель сумела подготовить программу, акцентированную на местный фольклор, организовать работу коллектива до высокого уровня. В 2004 году коллективу присвоено звание «Народный».

Профессиональный рост коллективов явился определенным толчком для обогащения репертуара через форму художественного воплощения и усиление мастерства участников коллективов. Художественный руководитель Е.Е. Порсева хореографического ансамбля со званием «Народный» «Вдохновение» с. Черга Шебалинского района дает участникам ансамбля уроки по оформлению танца: уроки грима, моделирования, пошива костюмов. В репертуар ансамбля входят 16 программ разного характера. Школа- студия хореографического искусства «Алтам» под руководством А.И. Шинжиной – Заслуженной артистки Российской Федерации – обладатель Гран – ри Республиканского фестиваля – конкурса, посвященного Международному Дню танца в 2009 г.

Художественные достижения танцоров-любителей: новая лексика, сценические решения, темы, формы художественного воплощения, обогатили творчество профессионалов балетмейстеров.

Самодеятельные коллективы вырабатывают новые принципы сценической интерпретации танцевального фольклора, дают толчок для возникновения профессиональных коллективов нового жанра.

Многие ведущие хореографы Республики Алтай собирают записи местного фольклора, зарисовки костюмов, которые с успехом воплощают для практических нужд танцевальной самодеятельности.
^ ТЕАТРАЛЬНЫЕ КОЛЛЕКТИВЫ
По общему видению наиболее ответственно сложна по своей структуре подготовка театрального спектакля.

Всегда – от первых шагов по сей день – один доминирующий признак, объединяющий группу людей в театр, в коллектив, - энтузиазм, увлеченность искусством, поглощающее человека.

Народный театр может существовать только при огромном желании совместно работать. Особое значение народный театр приобретает там, где нет театра профессионального. И в этом случае клубное формирование становится не просто заменой, а центром культурной жизни.

Среди активно действующих театральных коллективов и по району, и на территории Республики Алтай можно смело выделить Мухор-Тархатинский театр (худ. рук. Т.М.Курдяповой) Кош-Агачскоого района, дважды защитившие звание «Народный» самодеятельный коллектив. Сегодня в этом театре занимаются 12 человек. За 2004год было поставлено 3 спектакля:

В течение нескольких лет в Майминском районе существует группа театрального творчества руководителем которого является Брылева Е.И.

В Чемальском районе большой популярностью пользуется театральный коллектив «Гомаюн», пользуются успехом постановки такого замечательного писателя как А.Чехов «Юбилей», «Предложение», «20 минут с Ангелом» Вампилова, «Свояки» В.Шукшина. Авторские произведения Р. Чесноковой «Сон Эрлика», «Морозко» и ряд сказок таких как «Необыкновенный сон деда Мироза». Давал бенефис один из старейших артистов А.М. Кирилов.

Учить сценической культуре, любить сцену, учиться актерскому мастерству, справедливости, доброте через спектакли – основная задача любительских театральных коллективов. Именно сейчас, когда идет падение духовности, театральное искусство могло бы восполнить дефицит ориентиров нравственных ценностей общества. Для качественного выполнения этих задач актеры любительского театра должны играть и держать себя свободно на сцене, душой входить в образы героев, что требует большой профессиональной ответственности от руководителей коллективов. РЦНК планирует на опыте и по методам ведущих руководителей театральных коллективов Республики Алтай выпуск методических пособий.

Многообразные формы культурно-досуговой деятельности развиваются на основе традиционной народной культуры и выполняют важную социальную функцию. Участие населения в культурно-досуговых мероприятиях и клубных формированиях способствуют самовыражению и развитию личности независимо от места и характера работы, а также служат важным средством социально психологической адаптации человека в обществе. Роль последнего фактора особенно возрастает в условиях системного кризиса, который сейчас переживает Российская Федерация и Республика Алтай как её субъект. В городе и районах республики идет поиск оптимальных путей реформирования существующей сети культурно - досуговых учреждений с целью оптимизации условий для реализаций этнокультурных потребностей всех, проживающих в республике народов и этнических групп.

^ Республиканские мероприятия


ГУК РА «Республиканский центр народного творчества» является организатором Республиканских мероприятий 2009 г. это: Межрегиональный фестиваль русского народного творчества «Родники Алтая», Международный «Курултай сказителей», Республиканский исполнительский конкурс «Юные дарования 2009» и в том числе Республиканский хореографически фестиваль-конкурс, посвященный Международному Дню танца, Второй открытый районный фестиваль театральных коллективов Республики Алтай, Дни культуры Республики Калмыкия в Республике Алтай.

С участниками конкурсов и фестивалей всегда работает команда профессиональных методистов-администраторов, которая заботится о проведении всех выступлений на высоком уровне.

Помимо организации конкурсных, фестивальных, концертных программ, организаторы старались максимально познакомить зрителя и участников с миром песни, танца, музыки и фольклора. Организационной комиссией были тщательно разработаны культурная программа каждого мероприятия, позволяющая приобщить все поколения к истинному культурному наследию народов Республики Алтай.

В совместной работе специалисты ГУК РА «РЦНТ» совместно с организационными комиссиями Правительства Республики Алтай и Министерства культуры Республики Алтай старались не только приобрести партнеров и клиентов и друзей, но и заботится о высоком уровне проводимых мероприятий во блага процветания нашей малой Родины – Республики Алтай.

X Межрегиональный фестиваль русского народного творчества «Родники Алтая» проводился в с. Усть-Кокса Усть-Коксинского района Республики Алтай 12-15 июня 2009 г.

Учредителями X Межрегионального фестиваля русского народного творчества «Родники Алтая» являлись Министерство культуры Российской Федерации, Правительство Республики Алтай, Министерство культуры Республики Алтай, ГУК РА «Республиканский центр народного творчества», Администрация муниципального образования «Усть-Коксинский район».

Цели фестиваля:

В программе фестиваля предусматривалась:

(Всего 3 конкурсные программы и 9 фестивальных мероприятий Приложение №1)

По конкурсным и фестивальным программам были разработаны отдельные программы, и порядок конкурсных выступлений который сохранялся до конца фестиваля.

Участниками фестиваля являлись творческие коллективы и отдельные исполнители русского народного творчества разного возраста, предоставляющие музыкальный, песенный, словесный, обрядовый игровой фольклор с сохранением локальных исполнительских традиций, коллективы и исполнители современных направлений развития русского народного творчества, мастера народных промыслов, художники-модельеры работающие в области пошива русского костюма.

Выступления творческих коллективов проводились в режиме «живой звук», участники с музыкальным сопровождением под фонограмму (+) не допускались, за исключением фонограмм (-) с записью отдельных русских народных инструментов.

За формирование членов жюри по каждой номинации конкурсной программы фестиваля «Родники Алтая» отвечали организаторы фестиваля. В состав жюри не включались руководители участвующих в конкурсе коллективов.

Жюри оценивало конкурсные работы и выступления участников и подводило итоги на закрытом совещании, путем голосования принимало решение, которое оформлялось протоколом. Состав жюри каждого конкурса возглавлял председатель. Организационно-техническую работу жюри выполнял ответственный секретарь.

Жюри конкурсных программ представляли деятели культуры и искусства Российской Федерации, ведущие преподаватели учебных заведений художественного профиля, народные и заслуженные артисты.

Победителям, занявшим призовые места присвоено звание «Лауреат» с вручением диплома, денежного приза и памятного сувенира (Коллекция республиканских мероприятий на DVD и CD дисках, типографская продукция «Календарь»).

ГРАН – ПРИ – 20 000 рублей;

1 место – 4 000 рублей;

2 место – 3 500 рублей;

3 место – 2 000 рублей;

специальные призы 500 рублей;

специальные призы ГУ РА «Центр развития народных художественных промыслов «Энчи» - 1 000 рублей;

35 специальных приза для участников детской фестивальной программы «Родничок» - 400 рублей (для ансамблей), 200 рублей – солистам;

Из 4 регионов Российской Федерации приняло участие 8 творческих коллективов.

Проживание участников фестиваля «Родники Алтая» из регионов России и муниципальных образований Республики Алтай было в палаточном городке, оборудованном за счет собственных технических средств (туристическое оборудование).

Гостями праздника были Республика Хакасия государственное учреждение «Центр культуры им. М. Шрамко народный хор руководитель Варнаков В.В, Кемеровская область с. Колмагорово МОУ ДОД «ДШИ №41» хореографический ансамбль «Импульс» рук. Волощенюк Е.Ю. 10 чел. Кемеровская область Крапивинский район с. Зеленогорск МОУ ДОД «Зеленогорский Дом детского творчества» детский фольклорный ансамбль «Забава» рук. Воробьёва Ирина Ивановна, Волынчиков К.В. 10 чел, г. Бийск отдел культуры «Инструментальное трио» рук. Колодин Владимир Яковлевич, г. Барнаул студия народного творчества «Отрада» рук. Онищук Я.Е. 2 человека, Новосибирская область с. Криводановка РДК молодежный фольклорный ансамбль «Дубравушка» художественный руководитель Романова О.А. руководитель делегации Ефимцева Наталья Павловна, Алтайский край Солонешинский район с. Топольное Фольклорный ансамбль «Петрушка» художественный руководитель Томилина Александра Михайловна, Алтайский район Солонешинский район с. Топольное «Народный» фольклорный коллектив «Полянка» «Талица» художественный руководитель Маркова Елена Борисовна.

Согласно заявкам в фестивальных и конкурсных программах приняло участие 163 коллектива, участников в них - 897.

В Торжественном открытии приняло участие 150 человек.

Зрителей – боле 10000 человек.

Организаторами фестиваля был выпущен CD альбом – русские народные песни «Родники Алтая» второй выпуск 2009 г. под руководством В.И. Ынтаева, режиссер, редактор – Н.Н. Митинева, звукооператор – Б. Тодошев.

ГУК РА «Республиканский центр народного творчества» была подана заявка в Министерство культуры Российской Федерации на участие в Федеральной целевой программе «Культура России», где успешно был пройден конкурс и подписан Государственный контракт по подготовке и проведению мероприятия от 28.05. 2009 г. № 1378-01-41/02АШ Бюджет мероприятия составил 1 700 000 рублей согласно сметы расходов и использовался целевым путем.

- участие государственного заказчика на Государственному контракту составляет 1 200 000 (один миллион двести тысяч) рублей;

- участие Исполнителя составляет 500 000 (пятьсот тысяч) рублей. (Финансирование из Республиканской целевой программы «Культура Республики Алтай на 2008-2010 г.г.»).


В заключении нужно сказать, что расширение возможностей для приобщения граждан к культурным ценностям и культурным благам славянского народа, посредством сохранения кадрового потенциала культуры, укрепления единого культурного пространства региона, эффективного сохранения и использования культурного населения, включая возрождение, сохранение и развитие русского народного творчества в Республике Алтай являются основополагающими целями. Отечественный опыт свидетельствует о том, что забвение народных традиций, их утрата грозит распадом этнокультурных связей (в первую очередь- межпоколенных), потерей национального иммунитета, образованием чуждых природе этноса аномалий в жизни общества.

Республика Алтай – это территория, которая обладает богатейшим этнографическим и фольклорным наследием, так как именно здесь сохранились истоки народной музыкальной культуры.

Горловое пение - жанр народного творчества, относящийся к приоритетному направлению культурной политики Республики Алтай. Благодаря многолетней пропаганде горлового пения с 2004 года проводится этот праздник. В 2009 году Международный Курултай сказителей проводился в селе Ело Онгудайского района Республики Алтай с 9 по 12 июля учредителями которого являлись Министерство культуры Российской Федерации, Правительство Республики Алтай, Министерство культуры Республики Алтай, ГУК РА «Республиканский центр народного творчества», администрация МО «Онгудайский район». Это большое событие в жизни Республики Алтай способствующее возрождению забытых народных традиций, осознанию национальной самобытности и восстановлению уникальных особенностей культурно-исторической среды обитания каждого народа.

Возрождение и сохранение сказительского искусства, горлового пения является прямым путем к возрождению традиционного менталитета, направленного на бесконфликтное существование, сердечное единение и дружбу народов, проживающих на территории Алтайского горного региона, на основе принципов сохранения и взаимообогащения культурных традиций, бережного отношения к природе - колыбели человечества. И именно поэтому учредителями ежегодно проводится Международный Курултай сказителей который содействует решению проблемы сохранения древнейшего традиционного жанра народного творчества – горлового пения, демонстрируя многоликую самобытную культуру народов Центральной Азии.

Основными целями Международного Курултая сказителей является: сохранение преемственности традиций исполнительского мастерства кайчи, и дальнейшее его развитие, выявление сказителей, исполняющие героические эпосы и владеющих различными видами горлового пения, использование видов кая в других музыкальных и песенных жанрах.

Для организации и проведения Международного Курултая сказителей распоряжением Правительства Республики Алтай № 212 - Р от 21 мая 2009 г., был создан организационный комитет по проведению праздника. Председателем организационной комиссии являлся Первый заместитель Председателя Правительства Республики Алтай - Антарадонов Ю.В.

На заседании оргкомитета было определено место проведения праздника, а так же решались вопросы ремонтно-восстановительных работ, обеспечения праздника электроэнергией, связью, питанием, жилищно-коммунальными услугами, монтаж и строительство культурно-спортивных и информационных объектов.

Приказом Министерства культуры Республики Алтай № 149 от «26» июня 2009 г. были утверждены списки приглашенных делегаций из регионов России и приграничных государств, постановочной и административно - хозяйственной групп.

Программа Международного Курултая сказителей включала себя








«Кай-феномен устного народного творчества»

6354943442161662.html
6355032973340085.html
6355250499628978.html
6355299140185985.html
6355481149307583.html