В. Н. Романенко Рассказы о книгах и библиотеках В. Н. Романенко Рассказ - страница 17

Анастасий-библиотекарь оставил о себе память и как учёный-историк, написавший историю первых столетий христианства и первых римских пап. Церковный дипломат, он ездил на переговоры с Византийским императором Василием I по поводу брака представителей двух династий. Эта миссия успешной не оказалась. Анастасий ко всему прочему был и просто хорошим писателем. И, всё же такая яркая личность, как Анастасий-библиотекарь, была исключением в тот период. Надо сказать, что в течение первого периода средневековья не раз делались попытки поднять культурный уровень хотя бы правящих слоёв, улучшить образование. Это делалось и при Каролингах, и при Оттонах. Тем не менее, эти попытки, в силу своей преждевременности, были обречены на неудачу. В этот период сам вид монастырской библиотеки и скрипториума изменился по сравнению с римскими временами. Во-первых, работа с книгами стала производиться на столах. Это было намного удобнее, чем в древние времена. На столе можно было разложить открытыми и две, и три книги сразу. Иногда переписывание велось в кельях. Работа с книгой продолжалось только в светлое время дня. В то же время для удобства окна в помещении стремились делать большими. Мы говорили о том, что в римских скрипториях один раб читал свиток вслух, а другие под его диктовку писали новые свитки. Теперь ситуация изменилась. Книгу переписывали индивидуально. Обычно текст потом проверялся. Нередко это делал сам настоятель монастыря, следивший за всей его книжной деятельностью. После проверки книга отдавалась иллюстраторам. Они вписывали заголовки и рисовали красивые заглавные буквы. Только после этого новая книга отдавалась переплётчику. Как видишь, в изготовление книги включалось много людей разной специализации. Сами книги теперь хранились не в корзинах, а в шкафах и в сундуках. Книг в монастырских библиотеках того времени было немного. Библиотека в 600 томов считалась очень большой. Тем не менее, простейшие каталоги в библиотеках уже были. Они обычно состояли из трёх частей. Самой большой частью собранных в монастырских библиотеках книг, были, конечно, богословские книги. Ну, а далее искусство, история, медицина и, наконец, немного изящной литературы. Торговля книгами была очень ограничена. Кроме королей и другой знати, у которых было немного книг, книгами интересовалась только церковь. Поэтому книги не всегда продавали. Монастыри частенько просто обменивались книгами.
Благодаря слабому распространению книг, каталоги монастырских библиотек того времени дают нам хорошее представление о круге чтения всех людей того времени. Писались тогда и новые книги. В то же время во многих монастырях сохранились книги античного периода. Часто к ним не проявляли никакого интереса, и они лежали заброшенными. Поэтому в последующие годы, когда стали интересоваться античными рукописями, в библиотеках было так много интересных находок. Иногда они связаны с забавными историями. Так, уже в новое время, в итальянском городе Верона шли настойчивые поиски старинной библиотеки. Было много средневековых свидетельств существования этой библиотеки. Однако, искали много лет, перерыли все мыслимые места, а книг не было. И вот итальянец Матео Маффеи отыскал-таки эту библиотеку. Книги были найдены в книгохранилище Веронского капитула, то есть в церковном книгохранилище. Предшественники Маттеи уже рылись там, но ничего не нашли. Вначале не мог найти и Маттеи. И вдруг случайно его осенила мысль, поискать книги не в шкафах и на полках, а в чуланах, наверху шкафов и в других укромных местах, отнюдь не предназначенных для хранения книг. И вот наверху шкафов, в страшном беспорядке, в пыли и грязи, пропавшие книги были найдены. Таких заброшенных книг в средние века было много, и никто их не искал. В первый период средневековья, мы уже об этом рассказывали, греческий язык был основательно забыт. Ну и что делать с книгой на непонятном языке? Да просто запихнуть её с глаз долой подальше, чтобы не мешала. Запихнуть, а затем и забыть. Вот так частенько и бывало.

Монастырские библиотеки ещё не разделились в то время с хозяйственными архивами. Грамоты владения, сведения о сборе налогов и податей были очень важны для монастыря. Поэтому они нередко оттесняли книги на вторые позиции. В то же время с годами понимание ценности книг возрастало. Поэтому владельцы библиотек начали заботиться о сохраненности книг. Для этого книги в библиотеках приковывались цепями. В период Возрождения от этой привычки стали отказываться. Тем не менее, ещё в 1770 году на медицинском факультете Парижского университета имелись прикованные книги. А ведь это почти что вчера, если вдуматься.

Если культурная жизнь в Западной Европе в начальный период средневековья утратила античную широту, то этого нельзя сказать про Восток. В Византии такого упадка не было. Книги переписывались, писались новые. Знаменитый Кодекс Юстиниана — свод законов прежних времён — потребовал от его создателей большой библиотечной работы. В годы II-VI веков нашей эры, когда в западной части империи и в государствах, ей наследовавших, начинался упадок книжной и библиотечной культуры, в Византии всё было не так. И в самом Константинополе, и в Цезарее, переписывалось много книг, было много прекрасных церковных и личных библиотек. Продолжались и книжные традиции в Антиохии. Именно в этот период в Антиохии писалось много книг, составивших впоследствии золотой фонд так называемой святоотеческой литературы. Без скрипториев и библиотек такая работа была бы просто невозможной. Вспомним, читатель, что и Иероним ездил переводить Библию в Антиохию. Было много библиотек и в других больших городах Малой Азии. Во всех этих городах существовало множество риторических школ. Им тоже были нужны книги. При школах, естественно, возникали библиотеки. В то же время церковная борьба, объявление тех или иных авторов еретиками, приводили и к уничтожению, ряда сочинений. Таким образом, книжный фонд и частных, и публичных библиотек, в это время непрерывно менялся. Поэтому многое интересное, на что имеются ссылки в разных книгах, до нас не дошло, или же дошло в отрывках.

Население Византийской империи или с детства говорило на греческом, или уж, во всяком случае, хорошо им владело. Поэтому старинные греческие книги пользовались в Византии большим спросом. Благодаря Византии, до нас дошли многие сочинения древнегреческих авторов. Любая книга со временем ветшает. Бороться со старением книжного фонда можно только одним способом: время от времени копировать дряхлеющие книги, а те, которые пользуются большим спросом, копировать многократно. И вот в IX веке в Византии в копировании книг наступила новая эпоха, чем-то напоминающая ситуацию в Риме в годы перед падением Западной империи. Вместо полных сочинений греческих классиков, стали широко распространяться их сокращённые изложения, различные сборники отрывков и т.д. Как видишь, читатель, и комиксы имеют глубокие исторические корни. Краткие изложения нередко вытесняли исходное произведение, но зато их было много. Вот поэтому некоторые старинные античные сочинения дошли до наших дней не всегда полностью. Иногда это только изложения, цитаты, отрывки. С одной стороны хорошо — всё же сочинения не пропали полностью. С другой стороны, плохо. Мы не всегда знаем старинные труды во всём их объёме, и, быть может, много важного и интересного всё же утеряно. Суди, как хочешь, читатель!

Многие годы Византия с огромным напряжением боролась со своими соседями. Борьба со славянскими племенами и государствами бывала подчас очень жестокой. Но всё же она не наносила большого ущерба культуре. Славяне-соседи целиком или частично воспринимали греческую культуру, интегрировались в неё. Арабы же, захватывая земли, ранее принадлежавшие Византии, с интересом и уважением относились к книгам и библиотекам. Однако, их интерес был выборочным. Они читали и переводили научные, философские, частично литературные труды греков. Богословская литература была им не интересна, и они её чаще всего уничтожали. Тем не менее, после падения Византийской империи именно через арабов до нас дошли в переводах многие труды древних греков. Арабы очень почитали Аристотеля, многих эллинистических математиков. Многие их сочинения и дошли-то до Европы через посредство арабов. Пророк Мухамед скончался в VII веке. Коран в виде папирусного свитка стал священной книгой мусульман. Сразу же понадобились многочисленные копии Корана и другой мусульманской богословской литературы. Одновременно происходило и территориальное расширение мусульманского государства. В результате при многих мечетях начали возникать мусульманские библиотеки. Одной из первых была библиотека в величайшей святыне мусульманского мира большой мечети в Иерусалиме. Корни этой библиотеки восходят к 634 году. Большая мечеть с библиотекой вскоре появилась и в Дамаске. Арабы имели перед собой пример хорошо организованных библиотек в Антиохии, Александрии и многих других городах. Не очень интересуясь содержанием этих библиотек, они брали их за образец при создании своих. Это значит, читатель, что книжно-библиотчное дело в арабском мире возникало не на пустом месте. Появились и личные библиотеки арабских халифов. При калифе аль Валиде, правившем в период 705-715 год, впервые возникла должность сахиба-аль-масаифа: блюстителя книг. Если сказать просто, этот калиф поставил на настоящий государственный уровень главного библиотекаря. Дорогой читатель, не удивляйся. Страны разные, разные религии и стиль жизни, но принципы культурной жизни неизменны. Они и проявляются в одинаковых должностях, схожих событиях и схожих решениях, принятых в весьма далёких друг от друга странах. И не всегда эти события полностью независимы друг от друга.

Средневековые рукописные арабские книги были очень красивы. Тонкая вязь букв, окружалась рамкой. Цвета были нежно-голубыми, а многие орнаменты делаись золотой вязью. Даже чуть далее, где приведена чёрно-белая копия страницы одной такой книги, чувствуется эта красота. Настоящее произведение искусства, да и только!

Бумага попала из Китая в мусульманские страны раньше, чем в Западную Европу. Даже до изобретения книгопечатания появление бумаги удешевило книги, сделало их более доступными. Мы уже упоминали о том, что в узбекском городе Самарканде было налажено широкое производство и книг, и бумаги. Были там и мечети с хорошими библиотеками. Один из правителей Самаркада в позднее средневековье, хан Улугбек, много сделал для развития книжного дела и науки. Улугбек был прекрасным астрономом. Если ты, читатель, когда-нибудь попадёшь в этот город, то наряду со многими интересными историческими и архитектурными памятниками, осмотри и реконструированную обсерваторию Улугбека. Право это достойно внимания.

Арабские земли в Северной Африке распались на несколько государств. В период своего наивысшего могущества арабы завоевали и Иберийский полуостров, то есть территорию нынешних Португалии и Испании. На этих землях появилось много учебных заведений и прекрасных библиотек. Уже в X веке одним из важнейших центров книготорговли стал Багдад, столица нынешнего Ирака. Одновременно расширилась книготорговля и в Испании. В таких больших городах, как например, Толедо, возникли замечательные библиотеки. Самая же большая библиотека была в Кордове. В те годы она насчитывала в своём составе 400.000 книг. Это уже было сравнимо по объему с древней Александрийской библиотекой. Кордова, наряду с Багдадом, была величайшей книжной ярмаркой того времени. Только Багдад далеко, а Кордова очень близко расположена к Западной Европе. По сравнению с правителями Малой Азии правители мавританских государств в Испании были терпимее к христианам. И вот в Кордову, на





учёбу, в библиотеки, на книжные ярмарки начали широко ездить европейцы. В дальнейшем, после вытеснения мавров из Испании, многие культурные ценности предшествующего периода стали широко доступны западноевропейцам именно через Испанию. Короче, Испания стала одним из путей, по которым в Западную Европу стали проникать и новые, и старинные книги и другие культурные ценности. Был и другой, восточный, путь: через купцов и крестоносцев. Эти два, разных по мощности потока, сильно воздействовали на европейскую культуру, возродили интерес к древним авторам и, как следствие, повлияли на книжное и библиотечное дело в Западной Европе. Давай же вернёмся опять туда, дорогой читатель.

В прошлом рассказе мы отметили, что книгопечатание без бумаги невозможно. В то же время в Китае, и в арабских странах бумага появилась намного раньше книгопечатания. Она вызвала, мы только что об этом говорили, подъем книготорговли независимо от книгопечатания. Рост интереса к книгам и расширение их производства, также как и рост библиотек, связаны и с появлением печатного станка, и с появлением бумаги, и с ростом числа учебных заведений, и с ростом купечества. Торговцам ведь надо записывать расходы и доходы. Им нужна грамотность, нужны книги, помогающие учиться торговым операциям. Нужны книги и путешественникам: купцам и исследователям. Каждая из этих причин может возникнуть и действовать независимо от других. Но вот в Западной Европе все эти, способствующие книжному делу обстоятельства, возникли почти одновременно. Одновременно — это условно сказано. Но всё, о чём мы только что говорили, возникло на этих пространствах в промежутке в пару сотен лет, то есть действительно концентрировано. Все эти факты действовали не независимо, и развитие одного, воздействовало на другой. Как следствие, эпоха бурного расцвета торговли, промышленности, культуры, эпоха великих географических открытий сплелись воедино. И результаты были и яркими, и впечатляющими. Вот и поговорим о книгах и библиотеках в связи с этим периодом.

6356840253263623.html
6356928759376997.html
6357060608320915.html
6357121001607445.html
6357237928902680.html